«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫХ ОПОРНЫХ СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пятница 26 Октябрь 2012


Одним из направлений моей работы по развитию интереса учащихся к изучению английского языка, повышению качества знаний является использование логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения говорению младших школьников.

 
настроение: чуткое

ключевые слова: структура урока, создание опорной схемы, психологические особенности, младшие школьники, речевой эталон, доступность содержания, расположение информации

город: Калининград

e-mail: dinikolaev@rambler.ru

 
На начальной ступени обучения возникает много проблем. Для их решения необходимо учитывать связь структуры урока с психологическими особенностями младших школьников. Перед учителем иностранного языка возникает необходимость сохранения работоспособности учеников на протяжении всего урока, предупреждение утомляемости, поддержание интереса к работе. Важно учитывать данные психологии о том, что на запоминание у младших школьников большое внимание оказывают опорные логико-коммуникативные схемы, таблицы.

Одним из направлений моей работы по развитию интереса учащихся к изучению английского языка, повышению качества знаний является использование логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения говорению младших школьников.

На начальной ступени обучения возникает много проблем. Для их решения необходимо учитывать связь структуры урока с психологическими особенностями младших школьников. Перед учителем иностранного языка возникает необходимость сохранения работоспособности учеников на протяжении всего урока, предупреждение утомляемости, поддержание интереса к работе. Важно учитывать данные психологии о том, что на запоминание у младших школьников большое внимание оказывают опорные логико-коммуникативные схемы, таблицы.

Логико-коммуникативные опорные схемы могут быть разными: от отдельных предложений до целостного образа высказывания. Конечная цель использования опорных схем и таблиц — научить ученика составлять свое собственное высказывание, развитие его самостоятельности и творчества.

Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет реализовать дифференцированный подход к ученику, активизировать его познавательные возможности: память, мышление, воображение. Методика составления логико-коммуникативных опорных схем включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, необходимо составить модель монологического высказывания — речевой эталон, который соответствует требованиям программы и предусматривает возможности ученика. Речевой эталон включает в себя изученный языковой и речевой материал; материал, который предстоит освоить, а также дополнительный материал. При составлении речевого эталона учитель должен учитывать жизненный опыт своих учеников, их интересы, уровень интеллектуального и эмоционального развития.

После составления речевого эталона начинается непосредственно создание логико-коммуникативной опорной схемы. В зависимости от уровня сформированности речевых навыков и умений, от уровня развития мыслительных способностей ученика выбираются сигналы-символы: изобразительные и вербальные. Вербальные средства включают в себя речевые образцы, отдельные слова и словосочетания. Невербальные средства представлены рисунками, аппликациями, геометрическими фигурами, цифрами.

При составлении логико-коммуникативных опорных схем необходимо использовать следующие принципы:

  • Принцип доступности содержания — языковой материал не должен быть слишком сложным;
  • Принцип доступности изображения — ученики привыкают к определенным сигналам, выражающим то или иное грамматическое или лексическое явление, и отождествляют данные сигналы с заложенным в них смыслом (например, вопросительный знак и многоточие означают, что данную мысль необходимо развить дальше; короткая линия означает is, а длинная — are;
  • Принцип расположения информации в логическом порядке;
  • Принцип цветовых параметров — теплые цвета активизируют внимание учащихся, повышают работоспособность. Следует отметить, что чрезмерная перегруженность схемы разными цветами отвлекает учеников от процесса работы. Наиболее оптимальной является комбинация 4-х цветов. Основная часть лексических единиц представлена черным цветом, а красным, синим и зеленым цветами выделяются ключевые аспекты и наиболее важные моменты высказывания. Например, в опорной схеме «Лондон» названия достопримечательностей написаны красным и синим цветами, а описательные прилагательные, уточняющие существительные, глаголы представлены только черным цветом;
  • Принцип достоверности — целесообразно использовать рисунки и аппликации, способствующие более яркому восприятию предлагаемой ситуации.

Логико-коммуникативные опорные схемы могут представлять собой более развернутые и менее развернутые программы высказывания. Каждая опорная схема должна состоять из 3-х частей, она должна включать вступление, основную часть и заключение.

Организация работы с логико-коммуникативными опорными схемами предполагает их комплексное использование в процессе изучения темы.

При первом предъявлении схемы учитель знакомит учащихся с речевым эталоном, которым им предстоит овладеть в процессе работы над темой. Учитель может организовать беседу с учениками, в ходе которой повторяется материал, знакомый им по предыдущим темам.

На последующих уроках учитель обращает внимание на отдельные блоки опорной схемы. Они отрабатываются в изолированном виде. Большое внимание следует уделять хоровой и индивидуальной отработке отдельных предложений и ситуаций.

Следующий этап — обучение учащихся целостному высказыванию по опорной схеме. Первые монологические высказывания могут быть предъявлены несколькими учащимися, которые последовательно освещают предложенные учителем ситуации. Например, при работе над темой «Времена года. Погода» один ученик рассказывает о зиме, второй о весне, третий о лете, четвертый об осени. И только после этого можно предложить желающему ученику рассказать обо всех временах года, о погоде в Калининградской области.

На последних уроках работы над темой общение учителя и учеников организуется без опоры на логико-коммуникативную схему.
На протяжении нескольких лет мои ученики подчеркивают, что логико-коммуникативные опорные схемы им очень помогают в обучении.

Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет значительно сократить время обучения учащихся составлению монологического высказывания по теме, а также составлению диалогов. Компактные, яркие сигналы активизируют работу учеников, обостряют их внимание и способствуют запоминанию. Опорные схемы позволяют соединить отдельные звенья информации, установить связи между ними, содействуют развитию логического мышления. Многим ученикам опорные схемы значительно облегчают процесс запоминания предъявляемого материала — создают психологический комфорт и атмосферу доверия на уроке.

Подводя итоги, хочется сказать, что интерес к изучению английского языка растет год от года. Наступил такой момент, когда каждый начал осознавать, что хорошее знание иностранного языка является неотъемлемой частью современной жизни — это залог успеха в профессиональной деятельности в будущем.

 

 

4 Comments »

Галина Силантьева:

Полезная статья. Опорные схемы (конспекты) помогают ребятам запоминать многие вещи, особенно, если эти дети — визуалы.

4 Ноябрь 2012 | 21:05
Раиса Иванова.:

Большое спасибо за то,что бескорыстно делитесь опытом. Подобное я тоже применяю в младших классах, а также в группах со вторым языком ( особенно немецким,когда
учащиеся не особенно хотят изучать этот
язык). Удачи Вам!
19 ноября 2012г.

19 Ноябрь 2012 | 19:01
Татьяна Богословская:

Спасибо за публикацию! Эмоциональный комфорт и доверительная атмосфера так важны в начальных классах!

26 Ноябрь 2012 | 18:48
Мельник Анна Васильевна:

Спасибо огромное за статью. Давно использую опорные схемы в работе, в Вашей работе увидела пошаговую методику работы с ними на конкретном примере. В основном многие статьи имеют научное обоснование без примеров.Это помоголо мне в написании реферата.Успехов Вам!

13 Июнь 2015 | 7:31
Оставить комментарий

Комментарий

..