«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

МАТЕМАТИКА УСПЕХА, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ШКОЛУ КОМФОРТНОЙ ДЛЯ ВСЕХ

Пятница 4 Октябрь 2013


Сегодня об успешности образовательного учреждения судят по месту в рейтинге лучших школ города, по количеству выпускников, набравших 220 баллов в сумме трех экзаменов ЕГЭ, по количеству призеров и победителей всероссийских олимпиад школьников, по результатам независимых мониторингов, по набранным первоклассникам и т. д. Нас часто спрашивают, какова формула успеха гимназии? Говоря языком «царицы всех наук», мы просто выбрали самые созидательные математические действия и положили их в основу общего дела: обучения и воспитания детей.

 

настроение: праздничное

ключевые слова: гимназия, открытость, комфорт, человеколюбие, опыт, ФГОС, УМК «Звездный английский»

город: Москва

e-mail: sukhanova-olga@mail.ru

 

Сложение

ГБОУ гимназия № 1599 (http://gymuv1599.mskobr.ru/), основанная в 1965 году как школа № 55 с углубленным изучением английского языка, в настоящее время представляет собой образовательный комплекс, состоящий из двух общеобразовательных школ и четырех дошкольных образовательных учреждений разного типа. Это около 1200 обучающихся, обладающих своими неповторимыми склонностями, способностями, интересами и потенциальными возможностями.

Сложение достижений наших учеников (неважно, в какой области они успешны) признается важнейшей стратегией развития школы. Специализируясь на обучении иностранным языкам и создавая поликультурную образовательную среду, мы ставим перед собой задачу воспитать в каждом ученике способность к активному интеллектуальному труду, развивать широко образованную интеллигентную личность, дать возможность каждому ребенку и его родителям сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции, социально-психологическую и культурную адекватность окружающему миру[1].

Развитие гимназии № 1599 в долгосрочной перспективе как многопрофильной школы направлено на дифференцированную работу с детьми, обладающими разными способностями, склонностями и интересами.

Достижение этой цели возможно только при четком взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Взаимодействие с родителями. Школа реализует принцип открытости, что предполагает функционирование сайта школы с возможностью обратной связи для учащихся и родителей, регулярное проведение родительских собраний, участие родительской общественности и самих учеников школы в работе управляющего совета гимназии, ежегодном «Дне открытых дверей».

Профессиональное взаимодействие. В гимназии четко отлажена работа предметных методических объединений, регулярно проводятся педсоветы, мастер-классы и круглые столы, на которых обсуждаются конкретные вопросы содержания образования.

Внешнее взаимодействие. Мы рады успехам наших учеников вне школы. Их достижения — это слагаемые общего успеха. В гимназии стало традиционным чествование и поощрение заслуг учеников в спорте, творчестве, искусстве, науках, иностранных языках и т. д.

В основу функционирования гимназии положены следующие принципы:

  • открытость образовательного процесса;
  • уважение к личности ученика и педагога;
  • стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;
  • создание условий для развития ученика с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
  • признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;
  • сохранение и передача педагогического опыта;
  • активное включение учеников в образовательный процесс;
  • ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения.

Деление

В ГБОУ гимназии № 1599 накоплен большой опыт обучения иностранным языкам, поэтому долгое время гимназия была ресурсным центром по проблемам языкового образования в ЮВАО. Главные задачи работы ресурсного центра:

  • создание научно-методической базы для повышения квалификации учителей иностранных языков сетевых школ;
  • трансляция опыта в области иноязычного образования;
  • создание метапредметной стратегии соизучения языков и культур, способствующей культурному самоопределению обучающихся;
  • дидактическое наполнение процесса обучения иностранным языкам;
  • создание условий для перехода личности учащегося от этноцентризма к диалогу культур;
  • выявление факторов, способствующих становлению у учащихся целостного и реального представления о современном поликультурном мире, о родной стране и странах изучаемых языков в этом мире;
  • тематическое расширение УМК по ИЯ с целью формирования у обучающихся целостного представления о вариативности культур.

Учителя гимназии активно делятся своим опытом в округе и в городе. Вот значимые проекты только за последние три года:

10.02.2011 — окружной мастер-класс «Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время».

24.02.2011 — практический семинар для слушателей курсов повышения квалификации кафедры иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования России по теме: «Обновление содержания языкового образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

23.04.2011 — V Фестиваль китайского языка и культуры и 4-й Международный конкурс по китайскому языку «Мост китайского языка».

18.11.2011 — окружной семинар «ФГОС НОО: Оптимизация учебного процесса. Интеграция классно-урочной и внеурочной деятельности».

07.11.2012 — городской семинар авторов УМК «Звездный английский» Дженни Дули и Мильруда Р.П. «Возможности развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся средствами английского языка» совместно с издательством «Просвещение».

15.11.2012 — окружной семинар Трубаневой Н.Н.на тему: «Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор эффективной подготовки учащихся к экзаменам (ЕГЭ и ГИА)».

18.01.2013 — серия открытых уроков для учителей, работающих по УМК «Звездный английский» (издательство «Просвещение»): «Демонстрация современных технологий обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО».

12.02.2013 — окружной семинар «Реализация требований ФГОС НОО и ООО при обучении английскому языку».

24.04.2013 — окружной семинар «Проект как технология мотивационного обучения в контексте ФГОС».

Умножение

На основе понимания, как важно приумножать свои достижения и создавать возможность для профессионального общения, в сентябре 2012 года на базе ГБОУ гимназии № 1599 и ГБОУ ЦО № 641 создан окружной Клуб учителей английского языка «Шаги к совершенству». Это некоммерческая организация, объединяющая учителей английского языка ЮВАО.

Целями Клуба является поддержка и поощрение талантливых учителей английского языка, сопровождение молодых специалистов, повышение престижа учительской профессии, распространение лучшего педагогического опыта, а также содействие профессиональному общению.

Для достижения этих целей Клуб организует:

  • обмен и распространение информации муниципального, городского уровня о положительном опыте реализации образовательных программ и проектов;
  • конференции, семинары, мастер-классы, творческие мастерские и форумы для педагогов;
  • информационную и организационную поддержку различных методических мероприятий в округе. Для участников Клуба создана страница в сети Интернет: http://esl-bridges.ru/esl-bridges.ru/Klub_ucitelej/Klub_ucitelej.html.

Преобразование

С переходом на ФГОС НОО и ООО обучение иностранному языку не может не измениться. Новые требования к условиям обучения и к результатам освоения программ влияют и на используемые учебники. ГБОУ гимназия № 1599 была одной из первых школ России, начавших пилотирование УМК «Звездный английский» для начальной школы (издательство «Просвещение»).

Данный УМК строится на принципах сбалансированной активации логических и образных функций мозга учащихся и гуманистического подхода к преподаванию иностранных языков, то есть создания условий для полной самореализации способностей, интересов и предпочтений младшего школьника, а также его эмоционально-личностного самовыражения. Учитываются типы познавательных стилей учащихся, такие, как визуальный, аудиальный и кинестетический, а также смешанный познавательный стиль, характерный для большинства младших школьников.

УМК рассчитан на эффективное использование учащимися начальной школы доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных коммуникативных заданий и упражнений. Материалы обеспечивают активное повторение основных лексико-грамматических средств общения[2].

Результатом перехода на УМК «Звездный английский» для начальной школы явилось не только повышение мотивации к изучению иностранного языка у учащихся, что связано с содержанием учебника, созданного с учетом возрастных особенностей и интересов младших школьников, но и смещение ценности обучения от накопления языковых знаний к умелому использованию английского языка как средства общения.

Уже традиционными стали спектакли в конце учебного года, написанные самими учащимися, где главные герои — полюбившиеся персонажи учебника. Мы рады, что компетентное жюри всероссийского проекта «А напоследок мы споем…» (http://iyazyki.ru/2013/09/project-songs/) высоко оценило творческую работу учащихся гимназии.

Переход на новые УМК позволил учителям гимназии в комфортных условиях освоить принципиально новые подходы и технологии обучения английскому языку в контексте ФГОС и соответственно преобразовать свою деятельность, так как «Звездный английский» изначально был написан с учетом требований основного нормативного документа.

Любые количественные изменения в результатах наших обучающихся невозможны без качественного изменения процесса обучения. Именно поэтому в 2012 году гимназия вошла в состав двадцати школ Москвы — участников проекта «Москва: международная школа качества», реализующих обучение по стандартам Международного бакалавриата (IBO): развитие интеллектуальных, личностных, эмоциональных и социальных качеств учащихся, необходимых для жизни, учебы и работы в быстро глобализируемом мире[3]. В гимназии реализуется критериальное оценивание достижений обучающихся, разработанное с учетом требований Международного бакалавриата.

Равенство

В соответствии с «Законом об образовании в РФ» равноправными участниками образовательных отношений признаются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Нам не всё равно, какой хотят видеть гимназию учащиеся, с их мнением мы готовы считаться. Именно поэтому в школе уже несколько лет успешно работает ученический совет «Лидер». Цель организации совета старшеклассников — вовлечение большего количества учащихся в общественную и культурную жизнь школы, развитие у них способности самостоятельно решать проблемы и демократизация образовательного процесса в целом. Система самоуправления в школе работает в нескольких направлениях:

  • учебный сектор — оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в освоении программ обучения, их привлечение к активной исследовательской деятельности, организация и сопровождение конкурсов и других творческих мероприятий в школе;
  • трудовой сектор — самообслуживание в столовой, работа на пришкольном участке;
  • досуговый сектор — проведение школьных вечеров, дискотек, праздников;
  • информационный — выпуск школьных газет, информационное наполнение контента школьного сайта (в гимназии уже не первый год работает «Школа юного журналиста»);
  • спортивный сектор — участие в спортивных и других здоровьесберегающих мероприятиях школы;
  • сектор шефской работы — поддержка ветеранов, помощь младшим школьникам.

Совет старшеклассников ежегодно курирует общешкольные проекты «Лучший дежурный класс» и «Марафон талантов», организацию и проведение на базе гимназии «Слёта гимназистов» ЮВАО, а также подготовку команды гимназии для участия в Слёте, участники Совета выступают членами жюри всех творческих общешкольных мероприятий.

С математической точностью просчитать, что делает образовательное учреждение комфортным, а образовательный процесс человеколюбивым, — невозможно. Мы любим то, что делаем, складываем достижения, делимся опытом, приумножаем знания и верим в равенство.

[links&resources]

[1] «Программа развития ГБОУ города Москвы гимназии № 1599 ЮВАО на период 2010–2014 гг. «От ключевых компетенций — к успеху в жизни».
[2] http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=25943
[3] http://www.ibsa.su

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..