«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С УМК «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
(авторы — Н.И. Быкова, Д. Дули,
М.Д. Поспелова, В. Эванс)

Вторник 5 Ноябрь 2013


Современные учащиеся начальной школы — это поколение так называемых “digital natives”, то есть, другими словами, эти дети родились во время «цифровой революции», поэтому новые информационные технологии являются для большинства из них естественными и привычными. Уже в первый класс дети приходят с определенными умениями ориентироваться и действовать в информационном пространстве. Эти умения становятся более продуктивными по мере того, как учащиеся овладевают соответствующими информационно-коммуникационными компетенциями в процессе обучения в школе.

 

настроение: доброжелательное

ключевые слова: мультимедийные компоненты УМК, английский язык, ИКТ-компетенции, ФГОС, языковой портфель, рабочая тетрадь, способы поиска информации, Spotlight

город: Москва

Надежда БЫКОВА Марина ПОСПЕЛОВА

e-mail: nadezhda.bykova19@gmail.com

e-mail: mpospelova@mail.ru

 
Достижение планируемых результатов — личностных, предметных и метапредметных, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и Примерной основной образовательной программе (ПООП) для начальной школы, невозможно вне информационно-образовательной среды и без активного использования учащимися информационных технологий. Очень важно овладение этими компетенциями и для развития умений самостоятельной работы учащихся, самоконтроля и самооценки. При формировании ИКТ-компетенций в рамках предмета «иностранный язык» необходимо учитывать возрастные особенности детей и достигнутый ими уровень коммуникативной компетенции на изучаемом языке. Во внимание также должны браться знания, умения и навыки пользования компьютером и Интернет, сформированные у школьников на уроках информатики, если таковые имеются, и при изучении других предметов.

Давайте рассмотрим, какие требования выдвигает новый стандарт к ИКТ-компетенциям учащихся начальной школы.

Из положений ФГОС и ПООП следует, что при изучении иностранного языка учащиеся начальной школы должны овладеть ИКТ-компетенциями, которые позволят им:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • работать с «гипермедийными» информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядные графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, а также звук, ссылки и базы данных;
  • создавать небольшой текст с помощью клавиатуры, редактировать и сохранять его;
  • готовить устное выступление и выступать в сопровождении аудио- и видеоподдержки, использовать графическое изображение;
  • фиксировать собственную устную речь в цифровой форме для самокорректировки;
  • воспринимать и понимать основную информацию в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации;
  • использовать компьютерный словарь, экранный перевод отдельных слов;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета, критически оценивать информацию во всемирной сети и соблюдать правила и нормы безопасного использования открытого информационного пространства.

На первый взгляд может показаться, что овладение учащимися начальной школы выше перечисленными ИКТ-компетенциями — задача труднодостижимая. Однако на сегодняшний день существуют УМК нового поколения, в которых уже заложено активное использование современных информационных технологий как учителем, так и учащимися. Примером такого УМК является «Английский в фокусе», который дает возможность учащимся успешно овладевать этими компетенциями, и мы постараемся показать, как использование различных компонентов данного УМК помогает детям сформировать соответствующие компетенции.

Сам учебник и его компоненты на бумажных носителях (Языковой портфель, Рабочая тетрадь) содержат много творческих заданий, при выполнении которых учащиеся работают в информационном пространстве. Например, изучая раздел Fun at School, учащиеся готовят мини-проекты по темам «Страны и национальные костюмы», «Важные события в жизни твоей страны» и т. д. Раздел «Россия в фокусе» дает учащимся возможность узнать больше о своей стране и расширить кругозор, создавая мини-проекты «Куда можно поехать отдохнуть в России», «Дома-музеи в России», «Животные в опасности» и т. д. В Языковом портфеле даются задания написать о любимых книжных героях, певцах, актерах, любимом блюде и т. д. Выполняя эти проекты и задания, дети ищут в Интернете сведения, связанные с соответствующими аспектами жизни и культуры своей страны и малой родины; оформляют проекты, печатая тексты на компьютере и используя фотографии и картинки, найденные в Сети; готовят презентации в формате PowerPoint, выступают с устными сообщениями, которые могут сопровождаться аудио- и видеоматериалами. С помощью современных гаджетов учащиеся имеют возможность в ходе подготовки записать себя в цифровой форме для самоконтроля и самокоррекции. Уже в третьем классе учащиеся изучают правила написания электронных писем и применяют их на практике в общении со своими зарубежными друзьями по переписке.

Учащиеся 3–4 классов могут создавать коллективные
проекты и в процессе создания общего продукта обмениваться информацией по электронной
почте, в чате и в блоге.
В специальном блоге Spotlight in Russia http://spotlight-in-russia.blogspot.ru/ они могут
найти образцы проектов, выполненных учащимися из разных уголков нашей страны, а также разместить там собственные проекты.

Иностранный язык обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающихся, поэтому очень важно развитие и такой ИКТ-компетенции, как общение в цифровой среде (электронная почта, чат, блог и др.).

УМК «Английский в фокусе» имеет и различные мультимедийные компоненты:

DVD-видео содержит видеоматериал, включающий новую лексику, диалоги, песни, а также основные языковые модели, которые учащиеся изучают в каждом модуле, сказку, комиксы Arthur and Rascal. Учащиеся имеют возможность не только слышать любимых персонажей, но и наблюдать за ними, что повышает их интерес к изучаемому материалу. Работа с видео проходит по мере прохождения материала учебников, и учащиеся развивают умение воспринимать материал в различной форме с цифровых носителей.

CD ABBY диск предназначен для самостоятельной работы учащихся. Он содержит аудиокурс к учебнику и рабочей тетради, учебные словари ABBYY Lingvo и учебно-игровую программу ABBYY Tutor для быстрого запоминания слов и структур из уроков учебников. Учебно-игровая программа содержит различные задания, позволяющие многократно повторить и закрепить изучаемый материал. С помощью этого компонента учащиеся учатся работать с электронными грамматическими тренажерами для изучения лексики и грамматики, пользоваться электронными словарями.

CD-ROM диски предназначены для самостоятельной работы учащихся и имеют огромный образовательный потенциал. Они представляют собой программное обеспечение для компьютера, содержащее интерактивные задания по материалам учебника, анимационные фильмы, игры, песни для закрепления лексико-грамматического материала и развития навыков аудирования и устной речи. Интерактивные задания даны к каждому модулю, и учащимся предлагается еще раз поработать над изучаемым материалом (сюжетными диалогами, песнями, лексикой и грамматикой) в увлекательной форме. CD-ROM диски помогут учащимся, которые пропустили занятия или не усвоили достаточно хорошо материал данного модуля, не только успешно восстановить упущенное, но и заинтересовать их в изучении английского языка.

Учащиеся также получают возможность самостоятельно работать над предлагаемыми к каждому модулю тренировочными тестами, проделывая их столько раз, сколько необходимо для получения хороших результатов, и в итоге принести учителю распечатанный отчет о своей работе. Работая с CD ROM диском, дети учатся самостоятельно организовывать свою деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, корректировать ее и давать самооценку.

Электронное приложение к учебнику — программное обеспечение для интерактивной доски IWBS (Interactive Whiteboard Software) содержит полный учебный курс каждой ступени в мультимедийной форме, а также дополнительные материалы и возможности. Яркое и наглядное представление языкового материала, аудиоупражнения, анимационное видео, многочисленные образцы-опоры при выполнении упражнений, веселые игры и многое другое позволит разнообразить уроки английского языка, сделать их еще интереснее, живее и увлекательнее. Дети учатся работать с «гипермедийными» информационными объектами, объединяющими текст, наглядные графические изображения, неподвижные и движущиеся изображения, звук. Таким образом, работа с программным обеспечением для интерактивной доски обеспечивает успешное усвоение материала учащимися с различными модальностями восприятия (визуалами, аудиалами, кинестетиками, с доминирующим правым или левым полушарием), может успешно применяться на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности.

Все вышесказанное подтверждает, что разнообразие компонентов УМК «Английский в фокусе» действительно дает возможность и учителю, и учащимся активно использовать современные информационные технологии как на уроке, так и во внеурочное время. Однако необходимо добавить, что при использовании ИКТ необходимо соблюдать санитарные нормы, строго дозировать время, которое учащиеся проводят, работая с интерактивной доской.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие ИКТ-компетенций при изучении иностранного языка в начальной школе не является самоцелью, однако необходимо для того, чтобы максимально полно использовать возможности современных технологий для всестороннего образования и самообразования младших школьников, заложить базу для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..