«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Среда 12 Март 2014


На протяжении нескольких лет коллектив МОАУ «Гимназия №1» работает над проблемой создания развивающей среды, способствующей саморазвитию и самосовершенствованию учащихся.

 

настроение: вдумчивое

ключевые слова: образовательная программа, языковой лагерь, кросc-культурная грамотность, мотивация

город: Новотроицк, Оренбургская обл.

e-mail: hellen180873@yandex.ru

 

Лето — чудесная пора отдыха, таящая в себе и огромный потенциал для развития личности ребенка. Летний школьный лагерь открывает безграничные возможности для творчества и познания в непринужденной обстановке в кругу друзей и одноклассников.

Мы предположили, что погружение в языковую среду во время летнего отдыха будет способствовать формированию учебной мотивации и повышению познавательной активности учащихся.

Целью первого этапа исследования стало изучение мнения родителей и познавательных интересов детей. Использовались методы свободных бесед, включенного наблюдения, анкетирования.

Результаты исследования показали, что 83 % родителей проявили интерес к участию детей в летней образовательной программе, однако 27 % из числа опрошенных выразили сомнение по поводу целесообразности летнего обучения, 2 % процента родителей отказались от участия их детей в эксперименте.

Целью второго этапа стало создание лингвистической программы, отвечающей интересам детей и запросам родителей, подборка и разработка дидактических и методических материалов, обеспечивающих продуктивную реализацию программы.

В результате апробации лингвистической программы были получены следующие данные:

  1. Результаты включенного наблюдения показали повышение интереса к изучению традиций стран не только изучаемого языка, но и других языков, изучаемых в школе. Дети активно обменивались полученной информацией на занятиях и просили показать то же, что смотрели дети в другой группе. Они с удовольствием включились в театральную деятельность, разыгрывали ситуации общения, изготавливали поделки. Предполагалось, что зарядка будет проводиться по группам, согласно изучаемым языкам, но произошла интеграция, и зарядка стала проводиться на трех языках с одной общей группой. К середине смены зарядка проводилась детьми на конкурсной основе. Родители стали активными зрителями.
    Два процента отказавшихся от участия в программе пожелали присоединиться к занятиям. Главным аргументом стало желание детей.
  2. Методом ранжирования по видам предпочитаемой деятельности было выявлено, что ведущие позиции занимает «Видеосалон» и «Творческая мастерская» — 40 % и 47 % соответственно, второе место занимают «Музыкальный экспресс» и «Театральная гостиная».
  3. Анкетирование подтвердило, что 100 % родителей остались довольны участием детей в лингвистической образовательной программе, отмечался эмоциональный отклик детей на посещенные занятия.

Описание образовательной лингвистической программы летнего школьного лагеря
Пояснительная записка

В начале XXI века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в нашей стране. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении иностранных языков. Геополитические, коммуникационные и технологические изменения и преобразования в обществе привели к повышению потребности в международном общении. Приоритетную значимость приобрело изучение иностранного языка как инструмента общения и приобщения к духовному наследию стран изучаемых языков и их народов. Стал особенно актуальным интегративный подход к обучению иностранным языкам, особенно в области развития культуры речи: развитие языковой, речевой, социокультурной компетенций.

Лингвистическая программа летнего школьного лагеря «Волшебный мир. Magic World» предназначена для детей младшего школьного возраста (1–4) класс.

Цель программы: удовлетворение потребности ребенка в познании многообразия мира посредством иностранных языков, в формах, организационно и содержательно адекватных отдыху ребенка в летнем школьном оздоровительном лагере.

Задачи образовательной программы:

  • формирование целостного мировосприятия, кросс-культурной грамотности детей;
  • вырабатывание языковой компетентности, усиление мотивации изучения одного и более иностранных языков;
  • развитие языковых, интеллектуальных, познавательных, творческих способностей детей.

В основе программы лежат идеи:

  • доступности — возможность каждому участнику программы приобщиться к языковой среде, культуре стран изучаемого языка;
  • последовательности — шаг за шагом расширяется лингвистический багаж ребенка, формируется кросс-культурная грамотность (Феномен кросс-культурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда, обучение культуре общения, осознание ценности и самобытности каждой культуры в мировом пространстве);
  • коллективности — приоритетные коллективные формы образовательного процесса дают возможность социализации ребенка;
  • природосообразности — учет возрастных особенностей и интересов детей.

Характеристика программы

Приоритетными формами осуществления образовательной программы стали:

  1. КТД.
  2. Подвижные и развивающие игры.
  3. Музыкальная гостиная.
  4. Издательский дом.
  5. Творческая мастерская.
  6. Театральный экспресс.
  7. Видеосалон.

Программа носит интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов изобразительного искусства, музыки, литературы, окружающего мира, технологии. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8–11 лет в течение лагерной смены в объеме 30 часов. Занятия лингвистической программы растворены внутри распорядка дня школьного лагеря. (см. Приложение № 1) Утро начинается с веселой 20-минутной зарядки на иностранном языке. После завтрака дети расходятся отрядами на 20-минутные занятия «Музыкальный экспресс». Далее жизнь в лагере проходит по общему распорядку (игры, экскурсии, плавание, отрядные мероприятия, кружки). До и после обеда проводятся 40-минутные занятия «Творческая мастерская, Театральная гостиная, Видеосалон». На следующий день отряды меняются направлениями. За смену каждый отряд попадает на четыре занятия по разным направлениям. В последующие 4 дня организуется КТД по подготовке к итоговому концерту: работают группы (декораторов, театральные труппы, музыкальных оформителей, костюмеров, монтажеров сцены, пресс-центр). В силу возрастных особенностей роль ведущих остаётся за учителями.

Приложение № 1 «Распорядок дня — английский язык»

День № 2
Веселая зарядка
Завтрак
Музыкальный экспресс
Общий график мероприятий
Отрядные дела   Творческая мастерская Театральная гостиная Видеосалон
  40 мин 1 отряд 2 отряд 3 отряд
Обед
Отрядные дела 40 мин 4 отряд 5 отряд 6 отряд

Работа отряда детей, изучающих немецкий язык, имела свою специфику в силу наличия учащихся разных возрастных групп. Поэтому дети имели ежедневные занятия по одному направлению, но дети делились на две группы с учетом стартовых языковых знаний. (см. Приложение № 2)

Приложение № 2 «Распорядок дня — немецкий язык»

День № 2
Веселая зарядка
Завтрак
Музыкальный экспресс
Общий график мероприятий
Отрядные дела   Творческая мастерская Театральная гостиная Видеосалон
  40 мин ½ группы    
Обед
Отрядные дела 40 мин ½ группы    

Для реализации программы «Волшебный мир» необходимо:

  1. Наличие разработанных дидактических материалов:
    • Обучающие игры.
    • Веселые музыкальные зарядки.
    • Фонотека (песни рифмовки танцевальная музыка).
    • Видеотека (фильмы и видеоролики).
    • Подбор тематических картинок.
    • Раздаточный материал (гипсовые фигурки, шаблоны аппликаций, оригами).
    • Кукольный театр.
  2. Методическое обеспечение предполагает:
    • программу занятий;
    • тематические сценарии;
    • сценарий итогового концерта.

Основными критериями отбора материала стали:

  • формирование у учащихся уважения и интереса к культуре своей страны и страны изучаемого языка в занимательной и понятной детям форме;
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

[links&resources]

1. Penguin Young Readers Factsheets
2. Coralyn Bradshaw This is Britain. Oxford English Video
3. Richard MacAndrew Britain, Oxford English Video
4. Richard MacAndrew Window on Britain, Oxford English Video
5. Disney’s Magic English
6. Oxford Word Magic, Oxford University Press, 2007
7. Coralyn Bradshaw and Jill Hadfield. Exellent. Longman, 2004
8. Elizabeth Gray and Virginia Evans. Welcome. Express Publishing, 2004
9. Stella Maidment and Lorena Roberts Happy House. Oxford University Press, 2006
10. Скультэ В.И. Английский для детей. — Оникс, Айрис. 1993
11. Видеоматериалы (немецкий язык):
Сказка братьев Гримм — Заяц и Еж.
Мультфильм Уолта Диснея — Три поросенка.
12. Видеоматериалы (английский язык):
Школы в Британии
Праздники

Оставить комментарий

Комментарий

..