«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ

Пятница 3 Октябрь 2014


Давно хотелось написать о своих первых учителях, заложивших во мне желание стать учителем, развиваться как преподаватель-исследователь и одновременно постоянно учиться. Уверена, что именно первые учителя — залог успешного выбора учениками профессии! К счастью, у меня таких учителей всегда было немало — в школе, в вузе и после.

 

настроение: взволнованное

ключевые слова: первые учителя, иноязычное образование, чтение хороших книг, успешный выбор профессии, не останавливаться в своем развитии

город: Новосибирск

e-mail: NEBN@yandex.ru

 
Поводом к написанию этой статьи стали для меня потрясающие работы исследовательского и философского характера Ефима Израилевича Пассова, нашего мэтра, нашего Учителя с большой буквы, основателя коммуникативного метода в отечественной методике преподавания иностранных языков, отдавшего не один год российской школе. Работы, которые системно и последовательно развивают в читателе потребность искать. Как известно, учитель-профессионал всегда обязан быть в тонусе и на пике творчества и мастерства, в поиске неординарного и уникального в другом человеке, в своем ученике. А у Ефима Израилевича есть чему учиться и педагогу-мастеру, и педагогу-исследователю. И конечно, начинающему учителю, который первого сентября впервые скажет: «Здравствуйте, дети!» — и начнет общаться со своими первыми в жизни учениками.

В работах Ефима Израилевича учитель прежде всего почувствует исследовательский дух авторской теории и практики иноязычного образования[1], в основании которой четко сформулированные концептуальные положения современной отечественной постоянно развивающейся методики обучения иностранному языку и иноязычной культуре. Привлекает в работах Е.И. Пассова (в частности, в одном из последних его исследований[2]) прозрачно прослеживаемая позитивность в рассуждениях о судьбе отечественной теории и методики иноязычного образования, в основании которой гуманистические ценности воспитания, обучения и развития.

Ефим Израилевич аргументированно отстаивает свое видение проблем отечественной теории и практики преподавания иностранных языков, согласно которому цель иноязычного образования — не просто обучение иностранным языкам на уроках, а гуманистическое воспитание подрастающего поколения в пространстве иноязычной культуры, позволяющее развивать у обучающихся устойчивый интерес к широкой образованности в самом высоком смысле этого слова.

В свете этой сентенции Ефим Израилевич делает акцент на повышении профессионализма и мастерства учителя, реально демонстрируя эффективные способы работы с информацией. В частности, автор предлагает чрезвычайно актуальную и для педагога-исследователя, и для учеников систему работы с источниками, с текстами проблемного характера, посвященными самым актуальным проблемам отечественного иноязычного образования (проблемы определения цели и содержания иноязычного образования).

Вдумчиво вчитываясь в авторские тексты исследования, я вновь почувствовала себя ученицей. Спасибо за это Ефиму Израилевичу, который дал возможность вновь задуматься не только над теоретическими проблемами методики, но и над вопросом: «Что мне дали мои первые учителя, и в первую очередь — учителя английского языка, благодаря которым я стала учителем, педагогом-исследователем?»

Надеюсь, что некоторые мои размышления о педагогическом труде помогут молодым учителям определиться с приоритетной целью, стоящей перед каждым из них в начале педагогической карьеры. В свою очередь, чтение фундаментальных работ Е.И. Пассова, которого мы, учителя иностранных языков, по праву можем считать своим первым учителем, позволит определять и решать актуальные задачи отечественного иноязычного образования.

Школа №42! Пятый класс. Первый урок английского языка в моей жизни! Учительница английского языка Софья Яковлевна Лютц! Красивая! Молодая! Прекрасно произносящая что-то на чужом языке! Интеллигентная! Деликатная! Всегда улыбчивая и время от времени долго смотрящая в окно! Уравновешенная и спокойная! Такой она мне запомнилась. Хотелось ей подражать! Хотелось учиться только на «отлично»!

Ирина Филипповна Сафонова! Учила нас слушать иноязычную речь, много читать, готовить доклады и выступать на заседаниях английского клуба, работать со словарем (у меня до сих хранится ее подарок — знаменитый словарь Кунина), готовить постановки по прочитанным пьесам английских и американских писателей, исполнять песни на английском языке на школьных вечерах. Ирина Филипповна всегда нас вдохновляла, говоря: «Вы сможете это сделать!.. Какой у вас отличный доклад!.. Постановка великолепна!.. Ты будешь хорошим учителем, ты еще и книги будешь писать!..»

Как этот человек мог предвидеть и предсказать профессиональную судьбу! Многие ученики Ирины Филипповны прекрасно сдавали вступительный английский в любой вуз — технический, педагогический, медицинский. Среди ее учеников немало известных учителей, инженеров, ученых-исследователей, для которых язык не самоцель, а эффективный инструмент познания. Она учила не столько языку, сколько гуманным отношениям через иноязычное общение! Язык в ее исполнении и в исполнении ее учеников — и цель, и средство, и ведущий ориентир во взаимоотношениях людей!

Спасибо моей первой учительнице! Спасибо за то, что именно такой человек работал в школе, сыграв огромную роль и в моем становлении педагога-профессионала, и в становлении профессионалов в разнообразных областях знания моих одноклассников.

Елена Леонидовна Голдфилд! Классный преподаватель кафедры английского языка Новосибирского педагогического института! Родилась в Америке. В возрасте 16 лет приехала с родителями в Россию! В Ленинград! Закончила педагогические курсы. После войны переехала в Новосибирск. Увлеченный человек! Блестяще знающая англоязычную и англо-американскую литературу! Стилистический анализ проходил на одном дыхании! Хотелось не просто слушать и повторять, а постоянно думать, задавать вопросы, постоянно читать новое, современное, разбираться в тонкостях языка. Елена Леонидовна учила «наблюдать язык», следить за языком, приобретать все новые и новые способы изучения языковых средств иноязычной культуры, демонстрируя результаты своего поиска «языка».

После окончания вуза — Английский клуб при Областной библиотеке города. Руководитель клуба — Елена Леонидовна! Встречи с писателями — дважды с Грэмом Грином, с носителями языка, которые становились постоянными гостями наших заседаний, поездки за границу членов клуба к зарубежным друзьям. Среди клубовцев много учеников Елены Леонидовны! Однако в клуб ходили не только преподаватели английского языка. Членами клуба были врачи, инженеры, просто любители английского языка. Концертные программы — постановки пьес, стихи, песни, доклады, переводы книг и текстов… Сценарии писали вместе с Еленой Леонидовной. Клуб продолжает свою работу, хотя Елены Леонидовны уже нет с нами…

Да, от учителя многое требуется, так как, считаю, что учителю многое дано: интеллект, воспитанность, образованность, широта кругозора, тактичность и деликатность, потрясающее терпение! Теперь все это необходимо совершенствовать, не останавливаться в своем развитии и образовании, учиться у мастеров слова и дела.

Чтение хороших книг — залог нашей успешной педагогической деятельности. Встреча с хорошим автором — это профессиональное счастье! Этому надо научить и своих учеников! Меня этому учили мои первые учителя! А также те, кто в своих размышлениях и раздумьях об образовании продолжают помогать успешно работать в области иноязычного образования! Не меньшую поддержку я нахожу у авторов творческих коллективов современных учебно-методических комплексов издательства «Просвещение»! К счастью, отличную поддержку в этом нахожу и у своих коллег-учителей, у которых есть чему учиться!

 

Успехов вам, коллеги! С Днём учителя!

 

 

 

 

[links&resources]

[1] Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. — Елец: МУП «Типография», 2010.
[2] Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. — Липецк: МУП «Типография», 2013. — 452 с.

 

13 Comments »

azarova nadezhda:

Статья очень теплая я прочитала ее на одном дыхании.
Пассовым Е.И.восхищаюсь и завидую жителям Липецка,что они имеют возможность общения с ним воочию.
А на таких педагогов как ваши,я всегда стараюсь равняться.
Вам,НАДЕЖДА ЕФИМОВНА,желаю добра и успехов в работе!

10 Апрель 2015 | 18:59
Криниченко Галина Михайловна:

Получив задание написать отзыв на статью, признаться, была несколько озадачена, поскольку отзыв предполагает некое сочинение, а сочинения мы, учителя, пишем нечасто!
Мы, как Вы понимаете, чаще проверяем чужие сочинения, оставив свою «рецензию» в виде отметки «3», «4» ну или «5», если с учеником уж действительно повезло.
В общем, к заданию приступила с опаской, как к практически новому (хорошо забытому) и незнакомому. В процессе чтения статьи выяснилось, что опасалась я напрасно, поскольку статью прочитала быстро, с интересом и удовольствием. Думаю, что приступив к написанию отзыва в следующий раз, бояться я буду меньше, так что за снятие тревожности Вам моё первое СПАСИБО.
Поскольку Ваша статья посвящена Вашим первым учителям, вполне понятно, что я, читая её, вспомнила о своих. Сразу скажу, что учили меня в моём маленьком городке немецкому!
Их, первых, было две:
Усачёва Эмилия Ивановна — уже тогда пожилая, как нам казалось, высокая, очень худая женщина, этническая немка, неведомо какими путями попавшая в наш забытый богом городок, и молодая, даже по нашим меркам, Мельниченко Людмила Николаевна, вчерашняя студентка, приехавшая в наш городок по распределению, откуда-то с Кубани да так и осевшая в Сибири навсегда.
Прошло много лет! Даже страшно, сколько много и как быстро! Эмилии Ивановны нет, она дожила до 96, а её постаревшие ученики всегда вспоминают её с благодарностью и улыбкой! Весёлая она была, живая, настоящая! У Людмилы Николаевны уже внуки! А иностранным языкам новых учеников обучает её уже очень взрослая дочь…
Такие разные женщины, но именно они помогли мне полюбить чужой язык и культуру, выбрать профессию. Спасибо им за то, что я не ошиблась с выбором! И мое следующее СПАСИБО Вам и Вашей статье за возможность и повод вспомнить этих чудесных женщин!
Как не удивительно, вспомнила я и учебники Пассова! Согласна с Вами абсолютно! Все основы методики преподавания заложены им! Столько всего появилось за эти годы, а ведь действительно, всегда есть чему поучиться у Мастера!
И за эту возможность обратиться к предыдущему опыту и переосмыслить его, моё Вам следующее СПАСИБО!
Ну и ещё… В тегах к Вашей статье я прочла «Настроение -Взволнованное». Ваша статья взволновала меня в самом хорошем смысле. За что Вам ещё одно СПАСИБО!
Возвращаясь к началу… Пятерка Вам, Надежда Ефимовна! Удачи Вам и успехов!
С уважением,
Криниченко Галина Михайловна

10 Сентябрь 2015 | 15:59
буланкина:

спасибо надежда/с уважением н.е.

10 Сентябрь 2015 | 16:54
BULANKINA:

cпасибо вам за теплые слова и пожелания/ и вам успехов!!!

11 Сентябрь 2015 | 9:39
Золотова Мария Вячеславовна:

Какое замечательное слово – «спасибо»! и скольким людям хотелось бы его сказать…
Сколько человек подняли руки в аудитории, когда прозвучал вопрос: «А любили ли вы школу?», я ответить не смогу по той простой причине, что сидела на любимой первой парте, и назад оглядываться было не совсем удобно. Но то, что я была одной из тех немногих, признаю. Потому как школу любила всегда, начиная с самого первого дня в первом классе и вплоть до самого выпускного, несмотря на те сложности, с которыми я сталкивалась на своем школьном пути. Собственно, я и сейчас люблю школу, иначе, как же можно работать в ней и не любить все, что с ней связано? Вопрос риторический.
Педагоги в моей жизни всегда занимали не просто особое, а наверняка самое важное место, потому что они окружали меня повсюду. Самый мой первый педагог, как и у любого другого человека, — конечно же, мама. Поддержка и опора, совет в трудную минуту, с пеленок и до сей поры. И совершенно неважно, что, будучи учителем русского языка и литературы по профессии, мама не вела у меня уроков, она вела и ведет меня по жизни.
Детский сад, подготовительная группа. Детский хореографический ансамбль города Лесосибирска. Изо всех сил пыталась вспомнить фамилию и отчество моей руководительницы, но так и не смогла, 25 лет назад это было, помню только, что звали ее Наталья. Худенькая, словно веточка, невысокая, — совершенно миниатюрная, даже с точки зрения ребенка, она командирским голосом строила ряды маленьких непоседливых девчонок у станка, и часами под ее руководством мы в разных позициях выполняли немыслимые па, а позже – выходили на сцену в ярких костюмах, и у меня даже отложился в памяти танец, когда я выходила на сцену первой. Именно она зародила во мне желание быть в центре, яркой, увиденной.
Первый класс… 1 сентября 1991 года: букет пестрых астр и коричневое форменное платье с белым фартуком, и ярко-бирюзовый кожаный ранец с надписью «БЕРЕГИТЕ ЛЕС!» и прописями в нем, и первый звонок, по звуку совсем не походящий на мелодичный колокольчик с праздничной линейки, и сотни первоклассников в классах до буквы «л», — все это сливалось в симфонию эмоций, и не у меня одной. Учительница первая моя… Солдатова Елизавета Яковлевна! Она была, словно сказочная фея, светлые волосы волнами ложились на плечи, а голос завораживал, хотелось слушать и слушать. В меру строгая, но бесконечно добрая, ради ее улыбки все ребята были готовы делать все так, как она скажет. Даже обыкновенная указка в ее руке становилась волшебной палочкой. Настоящая волшебница! Именно благодаря ей я поняла, какую важную роль имеет умение не кричать, а завоевывать внимание детей мирными способами.
Второй класс… Осень, хмуро. Мама ведет меня за руку в здание педагогического института, одного из всего двух институтов в городе. Я горжусь этим событием! Ведь я буду изучать английский язык, и учить меня будет мамина преподавательница! Жданова Мария Михайловна, уважаемый педагог с огромным стажем, она казалась мне глубокой старушкой, с прической, собранной в пучок на затылке. Ей было всего 62, но для меня она всегда была как бабушка, наверное, и отношения с ней сложились именно такие, как у внучки с бабулей, потому как оценок она мне не ставила, разве что я сама просила ее поставить мне пятерки и четверки за работы, которые выполнялись в огромном количестве. Именно благодаря ей я не бросила английский, потому что она смогла убедить меня и маму, что я смогу, даже когда я была в переходном возрасте и плакала навзрыд, что учить эти времена я не буду, потому что мне непонятно, откуда взялся этот «has been», и что за ужасное чтение глагола «were». Умение слышать человека и бесконечное терпение к ученику, пусть даже очень способному, но невероятно капризному, — то, чему смогла научить меня Мария Михайловна. И именно она придет через несколько лет поприсутствовать на торжественной церемонии вручения медалей, когда я буду заканчивать школу.
Пятый класс… Иностранный язык в школе. Класс поделился на две группы, французскую и немецкую, я записалась во вторую. Колотило Георгий Михайлович, яркий брюнет с широкой улыбкой, один из немногих мужчин в учительском составе школы. Его уроки всегда отличала живость и необычность, он был всегда в хорошем настроении и с музыкальным сопровождением, будь то магнитофон или даже гитара! Он умел удивлять и рождал желание петь всем вместе. Всего через год, свое двенадцатилетие в канун католического Рождества, благодаря ему, я отмечу в Германии. За отличную учебу и знание на том, еще детском уровне, немецкого языка, директор школы найдет спонсоров для поддержки меня, и я поехала в составе группы от нашей школы в удивительное и единственное в моей жизни путешествие за границу. Именно Георгий Михайлович вручит первый в моей жизни букет роз. Он научил верить в то, что мечты сбываются!
Седьмой класс… Гордая своими успехами, я упорно отказывалась делиться с менее успешными одноклассниками своими домашними работами и не только. Меня возненавидели, и ежедневная учеба в школе превратилась в ежедневную каторгу. Казалось, что не то, что учиться, а даже просто посещать школу совершенно невыносимо, потому что почти каждый норовил обидеть, обозвать, довести до слез. Но и это не помешало любить школу. Почему? Потому что мне помогли в этом мои учителя, спасли меня от этого кошмара. Мои классные руководительницы, на тот момент, Почекутова Людмила Александровна, и будущая, Фирер Вера Михайловна, согласовали этот вопрос, и 1 апреля вся параллель семиклассников сочла за шутку, когда я пришла из класса «б» в класс «з». Спасибо моим учителям за то, что они научили меня понять то, что безвыходных ситуаций не бывает. В новом классе я быстро влилась в коллектив, и жила уже обыкновенной жизнью обыкновенной школьницы, со взлетами и падениями, но точно без обид и оскорблений.
Восьмой класс… Год изучаем физику. Понимаю все предметы, кроме нее. Чуруксаева Лидия Васильевна, педагог с огромным стажем, упорно не ставит мне пятерку за четверть и за год, до тех пор, пока я ее не заработаю. Уже через год, преодолев все слезы и прорешав сотни задач, я научусь разбираться в том, что не люблю и не понимаю, начну ездить на олимпиады и защищать честь школы. Она дала мне шанс научиться сражаться с трудностями и получать от этого удовольствие. Со временем в университете я увлекусь именно физикой и начну переводить тексты про какие-то пружины и разные силы, действующие на них.
Десятый класс… Контрольные работы в педагогический университет города Красноярска. Английский и немецкий давались на удивление легко, и контрольные я решала без чьей-либо помощи. Чего не скажешь о литературе. Я всегда казалась сама себе очень начитанной особой, но выяснилось, что это не совсем так, а точнее, совсем не так, когда настало время писать сочинения в университет во время довузовской подготовки. Объем сочинений и темы были совершенно фантастическими, и я была не готова справиться с заданием. На помощь пришла Козлова Мария Николаевна, моя учительница по русскому языку и литературе. Сейчас ее уже нет, но именно о ней я вспоминаю как о человеке, который ночами неоднократно писал для меня огромные сочинения отборным почерком, с удивительными мыслями, и делала это совершенно бескорыстно. Если бы у меня была возможность отблагодарить ее за тот труд, то я бы обязательно это сделала. Осознание помощи пришло тогда, когда поблагодарить было уже нельзя. И кроме этого, именно к ней я, влюбчивая до безобразия, бегала со своими глупыми стихами, когда мне хотелось, чтобы меня оценили. Странно, но она находила время, чтобы выслушать и даже что-то посоветовать, что и как зарифмовать, чтобы красивее звучало. Она научила меня бескорыстию, безграничному терпению и умению не смеяться над детьми, когда они принимают свои детские переживания всерьез.
Одиннадцатый класс… Подготовка к экзаменам, выпускной, — все это прошло на одном дыхании, в свете очередной влюбленности в ожидании учебы в Университете. Очное обучение в школе довузовской подготовки подарило мне еще одного учителя, имя которого предпочту не называть, потому как он сыграл особую роль в моей жизни, был идеалом мужчины и предметом платонической любви на многие годы. В него были влюблены чуть ли не все девчонки из нашего английского класса. Наверное, это естественное желание шестнадцати- и семнадцатилетних девочек, обращать на себя внимание молодого, симпатичного, веселого учителя. И если мои сверстницы предпринимали попытки обратить на себя внимание при помощи косметики и пышных форм, пригласить его на танец на вечерней дискотеке, то мне похвастаться было нечем: ни смелостью, ни внешними данными, и приходилось пускать в ход другие способы, не похожие на всех остальных. Стать умнее учителя, поддеть его на уроке, помешать ему преподнести новый материал, — и он вынужден был выделить вредную меня, указывающую ему на ошибки. Учеба закончилась через 10 дней, все разъехались по разным городам, но я увлеклась этой влюбленностью настолько, что начала писать письма, объем которых измерялся тетрадями. Сомневаюсь, что он прочитывал их до конца. Игра затянулась не на один год. Я продолжала идеализировать его и рисовать в своем воображении, пока вдруг не поняла однажды совершенно простую вещь. Что учитель прежде всего человек. Со своими эмоциями, семейной жизнью, радостями и переживаниями, и что он тоже имеет право на ошибки, потому как не идеален, как и любой человек. Благодаря ему, я научилась любить, просто так, за то, что он есть.
Педагоги университета тоже подарили мне много жизненных открытий, и если писать о каждом из всех моих учителей, то я, однако, не уложусь и в 10 страниц печатного текста. В Университете меня научили еще большему трудолюбию, уважению к себе и к коллегам, стремлению получать знания и учиться находить компромисс с казалось бы бескомпромиссными людьми. После окончания Университета в скором времени появилась на свет моя дочка, и я долгое время не задумывалась о том, где и как мне предстоит работать, но когда время пришло, приоритеты были расставлены моментально. Школа, иностранный язык, образование заняли первую позицию. Жизнь диктовала свои условия и складывалась таким образом, что я жила в разных городах и населенных пунктах разных регионов, но неизменно занималась либо педагогической деятельностью, либо управленческой, но связанной с образованием. Школа – это как диагноз, в хорошем смысле этого слова.
Каждый день школа снова открывает для меня двери. Порой мне кажется, что я живу школой. Как учитель и как мама. С трудом представляю, что школу можно не любить. Это то, что дает мне возможность чувствовать себя моложе, чем я есть, потому что рядом с детьми невозможно думать о возрасте или грустить. Дети – это поток позитива, символ постоянного движения, развития, стремления к лучшему и большему. Школа – это большой улей, который становится пуст летом, но лишь на время, а в сентябре в нем вновь начинает кипеть жизнь. Образование в целом – это особый образ жизни. Ты всегда современен, потому что просто не имеешь права быть отстающим, так как по определению учитель – это тот, кто впереди. Кто ведет за собой. А лидер просто не может быть не успевающим. И потому я сторонник того, чтобы учиться всегда и везде, узнавать новое, чтобы быть способной научить этому детей, развиваться гармонично и быть способными строить свою жизнь так, как им хотелось бы.
Спасибо всем тем, кто своими словами и делами сделал меня такой, какая я есть. Увы, упомянуты лишь некоторые имена, многие остались за кадром. Кто-то помог мне когда-то давно, но много и тех учителей, из моего сегодняшнего коллектива, кто является для меня образцом, на кого хочется равняться и расти, становиться лучше каждый день хотя бы на капельку.
В заключение хочется сказать спасибо Вам, Надежда Ефимовна, за возможность вот так сесть и заново прожить свою жизнь с самого детства, постепенно вспоминая все ее этапы, проанализировать отдельные события и все в целом. «Учительница первая моя» — это статья, натолкнувшая на эти мысли, оформленные тут, в этом сочинении. Думаю, что абсолютно каждый человек, прочитав Вашу статью, сможет вспомнить тех людей, которые сыграли ключевую роль в жизни, — педагогов, сделавших нас теми, кто мы есть.

17 Сентябрь 2015 | 12:23
буланкина:

cпасибо /мария/

17 Сентябрь 2015 | 14:28
Могутова Надежда Сергеевна:

Мой сон, словно дивный экран:
Мне снились далёкие страны.
Мне снилось, что я – пеликан
И дети мои пеликаны.
И всех я хотел защитить,
Собою закрыть от напасти,
Спасти, накормить, напоить,
Помочь им найти своё счастье.
Я с ними летал в вышине!
Когда же они осмелели,
Один я остался во сне,
А дети мои улетели…
Проснулся…
Но в море забот
Свой сказочный сон не забыл я.
И был ослепительно горд,
Что я подарил эти крылья!
Если сделать опрос среди учителей: « почему вы выбрали профессию «учитель»?. Я думаю ,что в выборе профессии большую роль сыграли их учителя , их примеры. И я одна из тех, выбравшей данную миссию по этой причине, а также самая почетная профессия в цивилизованных странах, потому что педагог собственными усилиями лепит человеческую натуру, проявляет особенности характера и личности ребенка. Быть педагогом нелегко, особенно в наше время . Педагог – это воспитатель, наставник — в этом и есть его гражданское, человеческое предназначение.
Прочитав вашу статью, всплыло много добрых и теплых воспоминаний.
Спасибо вам Надежда Ефимовна за вашу статью!

20 Сентябрь 2015 | 11:46
буланкина:

СПАСИБО/ВЕЛИКОЛЕПНО!!!

20 Сентябрь 2015 | 14:29
Наталья Семьянова:

Очень понравилась статья «Учительница первая моя». За душу берет. Первый учитель – самый важный человек для каждого школьника. И не важно, учительница ли начальных классов это, или учитель иностранного языка со второго или пятого класса. А может быть это учитель географии или истории, и пусть даже в 9 или 10 классе. Главное в том, что этот человек вас вдохновил, и вы полюбили предмет через учителя, и вам захотелось дальше учиться и приобретать знания. Уроки с таким учителем пролетают, как одно мгновение: интересно, увлекательно, пробуждают воображение, хочется узнать еще больше. Не каждому везет с первыми учителями, но мне повезло:
Моей первой учительницей в начальной школе была Нехорошева Валентина Петровна. Ей было лет 50. Она была очень внимательной, доброй и чуткой. Учились мы во вторую смену. Как сейчас помню, в первом классе перед школой решила подремать и проспала, это во вторую-то смену! Было очень стыдно, что днем проспала и решила в школу больше не ходить. День не хожу, два – не хожу, три… Мама с отчимом с работы приходили часов в 6 вечера. Я им врала, что в школе все хорошо, пока маму не вызвали с работы в школу: где ваш ребенок, почему не посещает занятия. Как мне было стыдно! Ужас! Но спасибо Валентине Петровне. Она меня не ругала, не кричала, не отчитывала, просто погладила по голове и сказала что-то доброе. Спустя многие годы, когда мне было за 30, я нашла ее адрес и пришла к ней в гости и не поверите: она меня сразу узнала. Она сказала: «Ты моя ученица, я помню многих своих учеников, ты Наташа Семьянова, тебе бабушка как-то помогала лыжи в школу принести». К сожалению, три года назад она ушла из жизни. Замечательным человеком она была. Во втором классе она организовала нашему классу встречу с Владимиром Переладовым, героем Советского Союза и героем Италии, в годы войны он попал в плен, бежал из концлагеря, добрался до Италии, его выходила и долго скрывала у себя одна итальянская семья, чей единственный сын погиб под Сталинградом. Он стал командиром русского батальона в итальянском сопротивлении против фашистов. На встрече он рассказывал нам о недавно написанной им книге о своей судьбе в годы войны, об Италии, о своих итальянских маме и папе. На меня это произвело такое огромное впечатление. И я загорелась. В 8 классе, а был это 1986 год, через какие-то десятые руки мне удалось достать самоучитель по итальянскому языку в страшном рваном состоянии (год выпуска середина 60-х). 1986 год, Сибирь, Новосибирская область, городок Бердск, без учителя, без дисков (которых сейчас всюду полно), без компьютера (их тогда не было), только со старой рваной книгой я учила итальянский язык. Передо мной открывался прекрасный новый мир. В 9 классе я говорила по-итальянски лучше, чем по-немецки, который изучала в школе. Надо мной смеялись одноклассники, говорили, что у меня прибабахи. Дураки. На первом курсе пединститута я поступила на Московские государственные заочные курсы иностранных языков по классу итальянский язык и с отличием их закончила. Я достала ту самую книгу В. Переладова «Записки русского гарибальдийца». И все это благодаря моей первой учительнице Валентине Петровне.
Мне повезло также и с учительницей немецкого языка в школе. Пургина Надежда Павловна была нашим классным руководителем. Видя способности в языке, она их всячески поощряла и поддерживала. Мы до сих пор с ней общаемся. Тоже замечательный человек. Она всегда выслушает и даст нужный совет.
Мне и в институте повезло. Авдеев Иван Егорович преподавал нам историю немецкого языка, по три раза приходили к нему сдавать зачеты, но это стоило того.
Ребятишки боятся идти в школу, испытывают страхи. А учитель должен себя таким образом преподнести, чтобы страхи рассеялись, дети успокоились и почувствовали уверенность в себе, что у них все получиться.
Спасибо за интересную статью, Надежда Ефимовна.

20 Сентябрь 2015 | 21:38
буланкина:

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ДОБРЫЕ СЛОВА ОБ УЧИТЕЛЕ!!!ПИШИТЕ И СЛОВО ВАШЕ ОТЗОВЕТСЯ В СЕРДЦАХ ДРУГИХ!!!! И ВАШИХ УЧЕНИКОВ!И ВАШИХ КОЛЛЕГ!!!

21 Сентябрь 2015 | 13:42
Надежда Ханжина:

Спасибо Вам, Надежда Ефимовна, за такую замечательную статью «Учительница первая моя». Читая ее, я как и многие вспоминала своих учителей, тех учителей, которые сыграли важную роль в моей жизни… В моем понимании учитель не только человек, который дает знания, но еще друг, воспитатель, наставник. Задача учителя не просто обучить ребенка разным наукам, но и дать ему знания о нравственности, воспитании и правилах поведения.
Самым первым учителем в жизни любого человека являются родители. Они первые учат нас ходить, говорить, писать, считать, вести себя среди людей. Очень многое зависит именно от родителей, а именно характер, мировоззрение и культура. И я очень благодарна моим родителям за то, что они всегда помогали, поддерживали, ободряли, верили в меня и продолжают верить, помогать, поддерживать….
Потом наступает один из волнующих дней в жизни каждого ребенка… Первый раз в первый класс… Там мы и встречаем нашего первого школьного учителя. К сожалению, многие со временем забывают человека, который потратил массу нервов и времени, чтобы рассказать тебе, как устроена наша планета, научить тебя чистописанию и таблице умножения, который, провожая тебя в среднее звено школы, радуется твоим успехам и гордится тобой, как собственным ребенком. Я же до сих пор помню свою первую учительницу, Августу Алексеевну, которая была заслуженным учителем нашего города. Она научила нас дружить, помогать друг другу, быть открытыми и отзывчивыми. Это был учитель с большой буквы, мой ключ к знаниям. Августа Алексеевна дала мне важнейший жизненный урок — урок добра, порядочности, честности, любви к Родине. Мне повезло с таким хорошим первым учителем!
Потом я с родителями переехала в Амурскую область в таежный поселок. Это было строительство Бама, здесь были молодые энтузиасты, и учителя у нас тоже все были молодые, интересные, увлеченные своей профессией. Именно здесь я познакомился с замечательной учительницей, мастером своего дела, человеком с огромным сердцем и большой душой, с моей первой учительницей по английскому языку Еленой Ивановной Барановой, которая помогла мне полюбить этот такой незнакомый, но завораживающий язык. Елена Ивановна — педагог по призванию, любит и понимает детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников она настоящий друг, искренний помощник и мудрый советчик.
Елена Ивановна любит и прекрасно знает свой предмет и, что самое главное, все свои знания передает нам. Мощный личностный рост, профессиональная компетентность позволяет её ученикам лучше раскрываться, креативно мыслить, участвовать во всевозможных творческих и социальных проектах и конкурсах.
Из каждой трудной ситуации она старается выйти с улыбкой и только с хорошим настроением, помогает найти нам что-то свое в жизни, найти тот путь, который поможет нам открыть свои самые лучшие качества. Елена Ивановна дарит нам то, что может дать не каждый учитель: тепло своей души, радость от встреч, доброту, лучезарную и светлую улыбку. Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее, любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. Она всегда и всем идёт навстречу, не жалеет собственного времени для того, чтобы помочь нам. Своим интересом к какому-либо вопросу она умеет заразить всех: учеников, учителей, родителей и обязательно добьётся его решения. В её глазах всегда блеск, огонёк энтузиазма. Ни одно школьное дело не обходилось без её участия. Это человек с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. И хотя после окончания школы уже прошло 20 лет, мы до сих пор с ней общаемся, она всегда рада встречи с нами, со своими уже повзрослевшими учениками, всегда готова выслушать, понять, дать жизненный совет…
Я очень благодарна судьбе за то, что она дала возможность встретиться с такими замечательными педагогами в своей жизни, и Вам за возможность еще раз вспомнить о них, перелистать старые альбомы, позвонить им и еще раз сказать «спасибо».
С уважением, Надежда Ханжина

25 Сентябрь 2015 | 0:10
Оксана:

Да, действительно очень теплая, душевная статься. И я стала учителем английского языка благодаря своему первому репетитору, которого для меня наняла моя мама ,когда я была в третьем классе. Иностранный язык тогда начинали учить в четвертого, и моя мама решила просто мне помочь- она договорилась с преподавателем из своего ПТУ, в котором она преподавала, чтобы он немножко меня подготовил к началу освоения иностранного языка. Это был далекий 1983 год, когда никто еще себе и представить не мог, насколько важным станет владение этим иностранным языком. А мой репетитор так сумел меня вдохновить, что я поступила на ин яз ВУЗа, отлично его окончила, и сейчас я сама — репетитор по английскому языку. Работаю в группах и индивидуально, преподаю в Новосибирске и по скайпу, сотрудничаю с разными ресурсами/блогами (например Preply http://preply.com/novosibirsk/repetitory , пишу статьи. В своей работе я ценю это великое благо- возможность личного общения с целью поделиться знаниями.

10 Ноябрь 2015 | 17:44
буланкина:

СПАСИБО ВСЕМ!!!!

21 Ноябрь 2015 | 14:38
Оставить комментарий

Комментарий

..